Rambler`s Top100

 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА,

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО

АРХИЕПИСКОПА

КОСТРОМСКОГО И ГАЛИЧСКОГО

АЛЕКСАНДРА

 

ВСЕЧЕСТНОМУ ДУХОВЕНСТВУ, ПРЕПОДОБНОМУ МОНАШЕСТВУ

И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ ЗЕМЛИ КОСТРОМСКОЙ

 

 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, православная паства древней богохранимой Костромской земли!

Сердечно поздравляю вас с великим праздником - Рождеством Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Сегодня мы обращаем свои благоговейные мысли и чувства к событию, свершившемуся два тысячелетия назад близ небольшого города Вифлеема. В скромном вертепе-пещере, служившей убежищем для скота, образом, превосходя­щим законы человеческой природы, от Пречистой Девы Марии «родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11). Так началась новая эпоха бытия сотворенного Богом мира. Как повествует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Воплощение Сына Божия явилось началом пути земной жизни Господа Иисуса Христа, Своими крестными страданиями, смертью и Светлым Воскресением даровавшего людям возможность насле­довать «венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12). Говоря словами святителя Иоанна Златоуста, Боговоплощение — «это избавление от рабства, освобождение от прежней нужды, честь усыновления, источник отпущения грехов, поистине бессмертная жизнь».

Рождество Христово свершилось не в торжестве земной славы, не в скоропреходящих знаках человеческого почитания. Первым убежищем Спасителя мира стал вертеп, первы­ми людьми, благоговейно поклонившимися ему, — пастухи, извещенные ангелом и осиянные славой Господней, удостоенные видения воинства небесного, которое воспевало и поныне совершаемое нами славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Земная мудрость преклонилась перед яслями Младенца Христа в лице волхвов — восточных мудрецов. Но уже вскоре воплотившемуся Богу пришлось испытать гонения и лишения, скорби сопутствовали Ему на всем пути Его земной жизни, завершившейся восхождением на Голгофу. По слову святого апостола Павла, Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных, и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 7-11).

Совершая торжественное празднование Рождества Христова, мы благодарим Господа за Его милости, ниспослан­ные нам в ушедшем году благости Божией. Для древней Костромской земли второй год нового века и нового тысячелетия христианской эры стал особенно знаменательным. В августе Кострому, отмечавшую 850-летний юбилей своего бытия, с Первосвятительским визитом посетил Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В ходе визита произошло поистине историческое событие в духовной жизни Костромского края: впервые Предстоятель нашей Церкви возглавил служение Божественной Литургии и общегородской крестный ход в день празднования явления Всероссийской святыни, чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.

В минувшем году нашло свое продолжение и благое дело возобновления древней традиции: изнесение Феодоровского образа Пресвятой Богородицы к местам чтимых церковных торжеств. Главная святыня Костромской земли посетила Архангельскую епархию в дни празднования ее 320-летнего юбилея и Санкт-Петербург, по случаю празднования памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя города на Неве. Многие тысячи людей нескончаемым потоком шли, чтобы поклониться чудотворной иконе. Для нас это не только свидетельство всероссийского почитания Феодоровского образа, но и назидательный урок, как нам следует чтить дарованную Костроме почти восемь столетий назад, по милости Господа и Его Пречистой Матери, святыню.

Летом 2002 года, после восьми лет напряженных и не­простых трудов, продолжилось и воссоздание Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Костромской Епархии были переданы здания на территории Нового города, что, наконец, позволит монашеской общине проводить свою жизнь в соответствии с традиционными иноческими уставами. Однако хотел бы отметить, что это лишь завершение очередного этапа возвращения Ипатьевской обители Церкви. Поэтому всем нам следует усугубить свои молитвы к Творцу и Подателю всяческих благ Богу о том, чтобы возрождение прославленного в истории Церкви и Отечества монастыря и далее шло по благому, хотя и трудному пути поиска взаимопонимания между верующими и работниками культуры.

Но не только добрыми событиями был ознаменован год ушедший. Современный мир все более и более исполняется злобой и духом противостояния, что особенно ярко показала недавняя трагедия в Москве, потрясшая всех нас. Неудивительно, что сердца многих людей сейчас наполнены страхом перед будущим, неуверенностью в дне грядущем. Но вспомним слова Господа Иисуса Христа: «Не бойся, только веруй!» (Мк. 5, 36). Вспомним, что земная жизнь Спасителя вскоре после Рождества началась бегством Святого Семейства в Египет от злобы царя Ирода и завершилась Голгофой. Не будем забывать и слова святого апостола Иакова, как будто обращенные непосредственно к нам, людям третьего тысячелетия: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20).

Хочется привести здесь прекрасные слова чтимого всей Россией старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), сказанные им по случаю празднования Рождества Христова: «Путь, Истина и Жизнь, Христос Бог, явился в мир. И мир Свой принес Богомладенец на землю, и Божий мир даровал людям Христос Спаситель подвигом краткой земной жизни Своей. Но подвигом веры нашей входит в жизнь нашу этот Божий мир, Божественная любовь и Божественное милосердие. И не потому ли, что истощилась вера наша, мерещатся теперь в смятенном мире, ожидающем бедствий, два противоположных образа: образ поруганной Божией любви и торжествующий смех диавольской злобы. Други наши, устрашимся видения, приникнем к Богомладенцу Христу в покаянии и мольбе, изливая пред Ним тихие молитвы. И Он, Господь наш и Бог, вразумит и обновит и сохранит всех нас, в бедствии припавших к Нему».

Перед всеми нами ныне необозримое поле трудов по духовному воссозданию Отечества, по возрождению его святынь, многовековых устоев и традиций Святой Руси. Бог да укрепит наше «дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим» (1 Фес. 1, 3). Пусть торжествуемый ныне великий праздник Рождества Христова станет для нас источником непреходящей духовной радости, ниспровергающей дух нестроений и злобы мира сего, по слову апостола: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).

Призываю на вас благословение Божие и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Небесный Покровительницы древнего и богохранимого Костромского края!

 

 

АЛЕКСАНДР,

Архиепископ Костромской и Галичский 

Рождество Христово 2003 года

град Кострома

 

На главную страницу

К содержанию сайта

Rambler`s Top100

Хостинг от uCoz